Станислав Боклан и Александр Кобзарь о фильме «Поводырь»
В новом украинском фильме Поводырь двух главных героев сыграли актеры Станислав Боклан и Александр Кобзарь.
Артисты рассказали о том, как двум друзьям пришлось исполнить роли заклятых врагов.
Слепой для зрячих
Накануне премьеры фильма Поводырь постеры с лицом Станислава Боклана можно было увидеть на каждом шагу. Правда, узнать его было нелегко. Боклана мы чаще привыкли видеть в ролях героев-любовников, бандитов или в комических образах вроде неугомонного пенсионера в ситкоме Когда мы дома.
А ради сложной драматической роли незрячего кобзаря Ивана Кочерги ему пришлось «ослепнуть» и поступиться немалой долей своей мужской привлекательности. Но Станислав из тех актеров, которые не боятся выглядеть некрасивыми: «Мне было очень интересно играть моего персонажа – непокоренного, несломленного, сильного, несмотря на свою физическую слабость. А то, как он выглядел, – результат работы гримеров, художников, оператора, видение режиссера. Я-то себя со стороны не видел». Прочитав сценарий Поводыря, Боклан засомневался – как сыграть человека без глаз? С их помощью актер может порой «сказать» больше, чем тысячью слов. А в этой роли он лишен такого сильного актерского «ресурса». Но режиссер Олесь Санин и оператор Сергей Михальчук его успокоили: «Ты играй, а все остальное мы сделаем». Легко сказать… Как сыграть незрячего человека, да еще чтобы зритель поверил? «У меня был консультант – спортсмен, паралимпиец. Он учил меня, как вести себя в кадре, и успокаивал: «Не переживайте – вы же играете слепого для зрячих. Вам достаточно руку перед собой выставить, и станет понятно, что вы – не видите». Но у меня сложилось такое ощущение, что незрячие люди, снимавшиеся в Поводыре, относились к тому, как я играю слепого, немного с юмором. А вот я ими искренне восхищался – такую любовь к жизни и потрясающую самодостаточность редко встретишь даже у здоровых». Поводырем для героя Боклана случайно стал мальчик из США – его сыграл американец украинского происхождения Антон Святослав Грин. Весь фильм они так и прошли вместе – рук об руку. И хотя взаимопонимание у взрослого и юного актеров возникло сразу, играть рядом с ребенком – то еще испытание даже для состоявшегося артиста. «Понимаете, взрослого можно обмануть, ребенка – никогда, – говорит Станислав. – Дети – как увеличительное стекло: рядом с ними сложно схитрить или сачкануть. Они очень тонко чувствуют фальшь».
Кобзарь против кобзарей
В Поводыре НКВДист Владимир – негодяй и мерзавец, который ведет жесткую охоту на Ивана Кочергу и его маленького поводыря. В жизни Боклан и Кобзарь дружат семьями, и в свое время Станислав даже преподавал у Александра в театральном институте. «Теперь я по-дружески называю Сашу своим студентом, – улыбается Станислав. – Мы с ним не первый раз встречаемся на съемочной площадке. И если со мной все ясно – мне почти 55 лет, я буду сниматься уже в других амплуа, – то у него, на мой взгляд, большое будущее». «Стас преподавал у нас на курсе полгода, но это были яркие и запоминающиеся полгода, – вспоминает Александр Кобзарь. – Тогда все были под впечатлением от фильмов с участием Роберта Де Ниро и Аль Пачино, и он нам рассказывал и показывал, в чем талант этих актеров, чему у них можно научиться с точки зрения актерской профессии. Мы слушали его с замиранием сердца – было очень интересно». Когда Александр Кобзарь пришел в проект Олеся Санина, у фильма уже было нынешнее название – Поводырь. А первым, рабочим было – Кобзари. «Мы смеялись по этому поводу с Олесем. Он говорил: «Если бы ты раньше появился, мы бы оставили название Кобзари – тогда бы оно приобрело дополнительный смысл». По иронии судьбы обладатель такой фамилии играл человека, преследующего странствующих музыкантов. Но великие актеры говорили: ищи в плохом персонаже хорошее, даже поступкам негодяя нужно найти оправдание – только тогда он будет интересен зрителю. «Конечно, я тоже оправдывал своего героя, – говорит Кобзарь. – Мы с Олесем долго искали, в чем слабость моего персонажа? В то время были нужны такие люди, как он, – подлецы, которые участвовали и в организации, и в коллективизации, и голодоморе, и в репрессиях. Но мы с режиссером постарались найти что-то человеческое в нем – поэтому у него часто идет кровь из носа. Как будто сама природа дает ему знак – нужно остановиться, как будто его организм сопротивляется всему творимому им злу». Съемки Поводыря проходили поздней осенью и зимой, в разных местах Украины – актерам пришлось непросто. «Работали по 12–15 часов, постоянные переезды. И никто не жаловался! – говорит Александр. – Но для меня самым сложными оказались не погодные условия, а… английский язык. Моему герою приходится свободно общаться с американцами. И вот здесь возникли сложности: я не то, что говорю – читаю по-английски с трудом. А тут целые диалоги! Но спасибо, Джеффу Баррелу (исполнителю роли американца Майкла Шемрока. – Прим. ред.) – он помогал мне: начитывал текст, а я записывал в украинской транскрипции, а я потом заучивал наизусть».