Алисе Фрейндлих исполняется 80 лет (ФОТО)
8 декабря любимая Мымра страны празднует юбилей.
Невозможно поверить, что ей исполняется 80 лет. Кажется, что эта женщина родилась сразу взрослой, и уже зрелой вошла в кино. Трудно припомнить, когда она играла какую-нибудь молоденькую дурочку (хотя такие роли ей предлагали) — судьба блокадницы наложила отпечаток на внутренний мир актрисы на всю жизнь.
Алиса Фрейндлих очень рано начала играть на сцене. В первую очередь она — знаменитая театральная актриса, хотя публика знает ее в основном по ролям в кино. А их, кстати, было не так уж и много. Главных ролей в кино у Фрейндлих было меньше, чем пальцев на руке, а вот поди ж ты: вряд ли кто-нибудь из зрителей любого возраста не знает этого имени.
Кадр: «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978)
Конечно, первое, что вспоминается — «Служебный роман», «Жестокий романс», может быть «Три мушкетера»… Синефилы обязательно назовут фильм «Сталкер», домохозяйки, может быть, припомнят неплохой сериал середины 2000-х «Женская логика»… Откуда же такое признание?
Во-первых, дело в том, что Алиса Фрейндлих — выдающаяся театральная актриса. Поскольку всю свою жизнь она живет в северной столице, ее театральной биографии не досталось такой широкой популярности, как у звезд московского театра. Хотя с середины 60-х и почти до середины 2000-х Алиса Бруновна была одной из самых ярких звезд петербургской сцены.
Кадр: «Полосатый рейс» (1961)
Сейчас уже мало кто вспомнит, что, будучи дочерью известного кинотеатрального актера, она не могла пользоваться ни его славой, ни связями. Бруно Артурович Фрейндлих расстался с семьей при эвакуации и наступивших во время войны репрессий в отношении немцев, его дочь и бывшую жену, оставшихся в Ленинграде, не тронули.
Кадр: «Тайна Снежной Королевы» (1986)
Благодаря таланту, врожденной требовательности к себе и дисциплинированности юная Алиса (которую чуть было не назвали Наташей при рождении, отказавшись от идеи лишь из-за странного звучания имени — Наталья Бруновна Фрейндлих) сразу после окончания театрального института в 1957 году попадает в труппу Ленинградского драматического театра имени Комиссаржевской. Сыграв там более десятка ролей, юная актриса переходит в Ленинградский академический театр имени Ленсовета, который с 1961 года возглавляет ее муж, знаменитый режиссер Игорь Владимиров. За 20 лет работы в творческом тандеме с главным режиссером Алиса Фрейндлих превращается в одну из самых популярных актрис питерской сцены и — советского экрана.
В начале творческой карьеры Фрейндлих мало снимали, мешало амплуа травести. В Ленсовете одной из самых ярких была роль Малыша в пьесе «Малыш и Карлсон». Кроме того, худсовет на «Ленфильме» в 60-е не воспринимал ее внешность. Тогда для образа «советской девушки — строителя коммунизма» нужны были совсем другие лица, а превратить ее из «мымры» в красотку догадался только один режиссер спустя много лет.
Кадр: «Бессмертная песня» (1957)
Мы знаем, что Эльдар Рязанов — комедиограф с фантастическим чутьем на актеров. Несколько раз мастер пытался утвердить Алису Фрейндлих на главные роли, но мешали обстоятельства. В «Гусарской балладе» ей предпочли Ларису Голубкину, якобы выглядящую более «мужественно»; главной роли в «Зигзаге удачи», которую в результате сыграла Валентина Талызина, помешала беременность актрисы.
В 1974-м году Фрейндлих снимается в музыкальной комедии Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» в компании звезд того времени — Гурченко, Миронова, Стржельчика, Гердта, Казакова и др. В следующем году на полку ложится нашумевший фильм Элема Климова «Агония», где Фрейндлих играет наперсницу Распутина Анну Вырубову. Не оставляет идеи включить талантливую актрису в круг своих героев и творческий тандем Эльдара Рязанова со сценаристом Эмилем Брагинским. Через год после «Иронии судьбы» (где Фрейндлих тоже была уготована роль, но опять сорвалось), режиссеру удается осуществить планы. В 1978 году комедия «Служебный роман» становится лидером российского проката и немедленно входит в новогодний пул телевидения, в котором остается и по сей день.
Более узнаваемых ролей в кинокарьере Алисы Фрейндлих не было, но в историю она войдет, скорее всего, с небольшим эпизодом в «Сталкере» Тарковского. Всего пара сцен в самом начале фильма и монолог в финале, который был полностью сымпровизирован актрисой, — и строчка в энциклопедии мирового кино ей обеспечена. Детство на грани выживания, разбитая семья, нищета, фамилия, за которую преследуют и могут посадить, необходимость добиваться всего самой и т.п. — придали ее артистическому дарованию необходимую глубину и способность выражать подлинный трагизм без истерики и надрыва.
Говорят, что Тарковский, впервые увидев ее на сцене с подачи своего любимого актера Отто Солоницына (актрисе было 40 лет), написал ей записку, начинающуюся словами «Госпожа Фрейндлих!», в которой предложил исполнить небольшую роль в своей картине.
Актриса Алиса Фрейндлих на церемонии вручения театральных премий «Золотой Софит»
Алиса Фрейндлих (в центре) среди работниц бригады коммунистического труда Ленинградского производственного объединения «Красный треугольник» 01.02.1976 Фото: Борис Кауфман / РИА Новости
Сцена из спектакля по пьесе Александра Моисеевича Володина «Дульсинея Тобосская». Альдонса — Алиса Фрейндлих 01.02.1976
Президент России Владимир Путин (справа) открывает бутылку с шампанским в гостях дома у актрисы Алисы Фрейндлих (слева). Дочь Фрейндлих Варвара Владимирова (в центре) 15.12.2004
В начале 80-х Фрейндлих переходит на работу в Большой драматический театр имени Товстоногова, где работает все последующие годы, изредка снимаясь в кино.
Обласканная публикой, лауреат множества театральных наград, включая две «Золотых маски», две «Ники», четыре госпремии, она остается одной из самых узнаваемых актрис русского театра и кино. Время не наносит ущерба ни ее внешности, ни характеру. Все, кому посчастливилось лично знать Алису Бруновну, в один голос утверждают, что помимо выдающегося артистизма, ее отличают утонченность, интеллигентность и редкое чувство юмора. Собственно, это всегда было заметно на экране — непринужденная манера игры, веселое обаяние, запоминающаяся, хотя и нестандартная внешность, могут принадлежать лишь великим артистам. И Фрейндлих — в числе первых.
Игорь Игрицкий Источник: /lenta.ru