Сможет ли Кабмин вовремя представить проект бюджета
Приближается конец года, а бюджет на 2015 год так и не принят.
На прошлой неделе Министерство финансов озвучило предварительные показатели проекта бюджета на 2015 год. То есть, ноябрь заканчивается, а кроме предварительных цифр ничего пока нет, при том, что 15 сентября должен был появиться хоть какой-то проект. Год назад, напомним, показатели были озвучены в сентябре, а с бюджетом возились до середины января. Сейчас все еще хуже, и что-либо прогнозировать особенно тяжело. Но Минфин попытался.
Падение экономики
Итак, согласно пессимистичному сценарию Минфина, падение реального ВВП на следующий год оценивается на уровне 4,5%, инфляция — на уровне 13,4%. По оптимистическому сценарию, который базируется на расчетах Министерства экономики, падение ВВП составит 2,4%, инфляция — 11,5.
Минфин при этом вполне логично настаивает на том, чтобы для расчета доходов использовался более сдержанный вариант, чтобы не иметь в будущем проблем, связанных с ростом дефицита бюджета, если оптимистичный сценарий не осуществится. Оба варианта отправлены на рассмотрение инфляции, до которой мы дошли сегодня.
По прогнозам Европейской бизнес ассоциации, падение может составить 2,5-4%. При этом, отрицательная динамика будет сохраняться в первом полугодии, прежде всего за счет остаточных явлений кризиса. Во втором же полугодии можно рассчитывать на восстановление.
Одной из основных проблем для возобновления роста остается ситуация на Донбассе: территории, контролируемые террористами, генерировали около 8% ВВП, и на них приходилось около 15% промышленного производства. На сегодняшний день посчитать убытки на этих территория не представляется возможным, но в целом по Донецкой и Луганской областям падение по итогам года будет более существенным, чем в остальных регионах и может достигнуть 20-25%, считают в ЕБА. Поэтому в своих расчетах они неподконтрольные территории предлагают упустить, тогда даже получается рост.
Дмитрий Боярчук, исполнительный директор CASE Украина, считает, что в следующем году Донбасс все-таки будет исключен из расчетов Госстата. «Я лично думаю, что будет небольшой рост. Может быть эффект базы сравнения — в прошлом году жили с восточным Донбассом, а теперь без него, — предполагает экономист, — Минус 4,5% действительно выгладят консервативно, нельзя обвинить правительство в неадекватном оптимизме».
В перспективе роста уверен и Тантели Ратувухери, начальник управления макроэкономических исследований УниКредит девальвация с инфляцией должны были «помогать». До конца года если будет +5%, это будет очень хорошо (это около 465 млрд грн дохода). Так вот, чтобы в 2015 получилось 530 млрд, нужно вытянуть номинальный рост на 15%. Это будет тяжело», — подсчитывает экономист.
Откуда же такая цифра? Экс-министр экономики Павел Шеремета убежден, что прогнозный показатель в этом году считался традиционно — исходя из потребностей и расходов: «Так всегда делалось. Во-первых, мы наобещали столько, сколько не можем выполнить. Во-вторых, мы не сможем столько собрать».
Экс-министр, украинские эксперты, эксперты Всемирного банка, НБУ начнет рассматривать высокую инфляцию как зло и серьезно думать, как ее обуздать, говорит руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен. «На практике такого сдвига в приоритетах власти пока не замечено. Власть продолжает ошибочно рассматривать высокую инфляцию как побочный продукт макроэкономической коррекции, т.е. как второстепенную проблему. Поэтому реалистичнее было бы закладывать не курс гривны к доллару (так как его очень трудно таргетировать), а уровень процентных ставок по кредитному ресурсу в экономику в гривнах», — добавляет он.
Но поскольку проект должен быть согласован с МВФ, то, скорее всего, курс будет заложен исходя из расчетов международных финансовых организаций, уверен Тантели Ратувухери. Они в объемах финансирования исходят из определенного курсового прогноза, и вероятнее всего, что в бюджет будет заложен показатель, который будет опираться на этот прогноз, а не на то, что насчитал Нацбанк», — предполагает он. По словам аналитика, можно рассчитывать на курс 13,5-14,5 грн/доллар, так как все прогнозы международных финансовых организаций колеблются в этих рамках.
На самом деле, в этом году история с бюджетом будет особенно сложной. Во-первых, его считают с учетом новой налоговой базы и с учетом новых межбюджетных отношений. Соответственно, бюджет требует изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы. А прогнозировать эффект таких масштабных изменений практически невозможно. Во-вторых, как отмечает Боярчук, если будет плохой документ — МВФ нам валюту не даст. «А если Фонд не даст нам валюты, то эта самая валюта у нас закончится уже к концу 2015 года», — добавляет он.
И самое главное — никто, ни МВФ, ни аналитики Украины, ни Дельфийский оракул, не могут предсказать, как сложится ситуация на востоке. При этом, Боярчук подчеркивает, что депутаты будут изо всех сил стараться принять проект бюджета до конца года, «а если не будут, то могут получить премию Дарвина вне очереди».